Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам ознакомиться с временными рекомендациями для руководителей и специалистов ПМПК по организации обследования детей в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Материалы вебинара "Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации, взаимодействие с психолого-медико-педагогической комиссией"
|
Практические рекомендации для родителей: как организовать игровую деятельность
с детьми в домашних условиях
педагог-психолог Славянского филиала
Виктория Владимировна Пастухова
Фантазируйте. Устройте интеллектуальные соревнования, кто быстрее соберёт пазлы, прочтёт сказку, споёт песенку и т.д.
Двигайтесь. Сейчас множество тренеров предлагают онлайн-тренировки, различные марафоны, детям нравится вместе с мамами «худеть», приседать и упражняться.
Общайтесь. Появилась прекрасная возможность услышать своих детей: работая в домашнем режиме, мы делаем вид, что слышим их, используйте время для установления коммуникативного контакта, время для вовлеченности в интересы, проблемы, заботы своих любимых детишек.
Не ссорьтесь. Когда дома одновременно находятся все члены семьи, то неизбежны и конфликты, усталость друг от друга. Постарайтесь доброжелательно относиться друг к другу, не выяснять отношений, идти на уступки.
Проведите время с пользой. Боритесь со своим паническим настроением, любите и берегите друг друга, станьте фундаментальной поддержкой членам своей семьи!
PS: в домашних условиях папа может построить детям игровой домик из картона, мама научит своих детей делать поделки «Оригами» из бумаги, лепить «колобков» из пластилина, старшая сестра научит младшего братика делать шнуровку для ботинок!
учитель-дефектолог Лабинского филиала
Евгения Владимировна Дедова
Одной из современных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение, которое позволяет осуществлять учебную работу с учащимися на расстоянии.
Дистанционное образование представлено комплексом образовательных услуг, осуществляемых с помощью цифровых систем и электронных ресурсов (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь).
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно в любом месте, где есть персональный компьютер с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Дистанционное обучение как форма образовательного процесса обладает функциями:
• передача образовательного материала с помощью коммуникативно - информационных технологий;
• интерактивное взаимодействие всех участников образовательной деятельности;
• предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
• контроль за образовательной деятельностью учащихся. В рамках дистанционного обучения возможны различные варианты передачи информации:
• рассылка методических, аудио-, видеоматериалов по почте;
• взаимодействие через интерактивное ТВ и видеоконференции;
• через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet).
Следует отметить, что сегодня технология Internet вытесняет другие формы. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия выделяют три типа обучения: синхронное (учитель и ученик находятся в онлайн), асинхронное (не требует одновременного участия обучаемых и педагога), смешанное (используются элементы как синхронных, так и асинхронных систем). На данный момент, для школьного обучения, разработаны специальные электронные ресурсы, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
В процессе обучения учителю следует:
использовать четкие указания;
поэтапно разъяснять задания;
учить последовательно выполнять задания;
повторять инструкции к выполнению задания;
демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);
В учебном процессе использовать различные виды деятельности:
чередовать занятий и физкультурные паузы;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;
предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;
использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
обеспечивать школьника копией конспекта.
Способы оценки достижений и знаний учащихся:
использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.
акцентировать внимание на хороших оценках;
разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
проводить оценку переделанных работ;
использовать систему оценок достижений учащихся.
В организации учебного процесса необходимо:
использовать вербальные поощрения;
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;
предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
игнорировать незначительные поведенческие нарушения;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации для учителей-дефектологов (логопедов)
по сопровождению обучающихся в режиме дистанционного обучения
учитель-дефектолог
Юхневич Татьяна Витальевна
В случае дистанционного обучения проблема общения с обучающимися с ОВЗ, находящимися на разных возрастных уровнях развития, порой становится ключевой в реализации образовательных программ: дети включаются в пространство и, не обосновывая свои поступки и действия, могут выйти из него; отворачиваются от экрана, отказываются отвечать на вопросы и многое другое. В решении подобного рода трудностей, необходимо учитывать особенности межличностного взаимодействия.
Любое взаимодействие подразумевает обмен действиями, планирование общей деятельности, выработку адекватных форм совместной деятельности. Успешность взаимодействия определяется способами воздействия друг на друга: внушением, эмоциональным заражением, убеждением. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным.
Создание деловой и эмоционально комфортной атмосферы при проведении дистанционных занятий является одним из важных условий качественного обучения.
В своей работе дефектологу необходимо руководствоваться следующими положениями:
В организации дистанционной работы учителя-дефектолога (логопеда) можно выделить две основные проблемные зоны:
Как организовать поддержку
дистанционного образования с помощью родителей
Мотивация ребенка, удержание его в рамках занятия, обеспечение присутствия ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям.
Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи.
Рекомендации для педагогов в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме.
учитель-дефектолог
Ирина Николаевна Степаненко
1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.
2. Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами ее оценки.
3. В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию, соответствующую их возрасту.
4. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (олимпиады, квесты, игры, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
5. Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений может вызвать беспокойство у любого человека.
6. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу
7. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениями, упражнениями для релаксации. По возможности ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшить напряжение.
Памятка для педагогов-психологов
по организации сопровождения обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
педагог-психолог
Ольга Евгеньевна Ярошенко
Переход с очной формы обучения на обучение в дистанционном режиме сопровождается серьезными изменениями в жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС). В связи характерными особенностями развития детей с РАС, проявляющимися в стереотипности поведения и склонности к сохранению установленного жизненного порядка, ситуация изменения формы обучения может вызывать у них сильный дискомфорт и дезадаптацию. Это, в свою очередь, будет препятствовать освоению адаптированной основной общеобразовательной программы. Преодоление этих сложностей возможно путем создания специальных условий обучения в домашней среде и организации психолого-педагогического сопровождения в изменившейся ситуации.
Важнейшим направлением работы психолога в случае перехода учащегося на дистанционное обучение является оказание помощи в адаптации к новым условиям. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка данная работа может быть проведена различными способами и в разных формах.
У обучающихся начального школьного возраста, а также у учащихся более старшего возраста со сниженным интеллектом работа по адаптации проводится в значительной степени посредством родителей. Педагог-психолог в данном случае является наставником или супервизором. Его первоначальной задачей становится информирование родителя по вопросам организации обучения в домашних условиях. Основными тематиками консультирования являются:
На уровне основного и среднего общего образования при сохранном интеллектуальном развитии обучающегося работа по его подготовке к обучению в дистанционном режиме может осуществляться непосредственно педагогом-психологом в режиме онлайн. При работе в данном направлении могут применяться следующие методы: социальные истории, видеомоделирование, визуальные сценарии, беседа.
Показателями успешной адаптации ребенка являются:
По завершению у учащегося адаптационного периода при организации дистанционного режима обучения необходимо определить дальнейшие цели психологической работы, которые в новых сложившихся условиях могут сильно отличаться от запланированных ранее.
При разработке индивидуальной программы коррекционной работы в части психологического сопровождения важно обеспечить необходимую поддержку учебного процесса, а также выбирать цели по формированию отдельных функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни. При необходимости поддержки процесса обучения психолог участвует в проведении уроков в режиме онлайн, осуществляет наблюдение за организацией процесса обучения и разрабатывает рекомендации для учителя и родителя по развитию навыков, необходимых для обучения, и преодолению трудностей в обучения, характерных для учащихся с РАС. Как правило, такие рекомендации включают следующие тематики:
При работе над жизненными компетенциями в условиях обучения в дистанционном режиме приоритетными становятся задачи по формированию социально-бытовых навыков (самообслуживание и бытовая ориентировка), навыков времяпрепровождения и досуговых навыков (расширение интересов ребенка и видов деятельности), а также совместных игровых навыков с другими членами семьи.
При постановке целей психологической работы важно учитывать возраст и уровень развития детей, в зависимости от которых будут меняться как содержание, так и способы работы. При работе с детьми с выраженными аутистическими нарушениями реализация целей программы индивидуальной коррекционной работы будет осуществляться преимущественно родителем под дистанционным наблюдением и супервизией педагога-психолога.
При работе с детьми с менее выраженными аутистическими нарушениями акцент смещается на непосредственную коррекционную онлайн работу психолога с ребенком.
Информационные буклеты:
Гиперактивные дети
Игры для развития грамматического строя
Киберсоциализация детей и подростков
О буллинге
Обучение второму языку
Принципы общения с детьми «группы риска»
Су-Джок
Тревожные дети
Формирование предложно-падежных конструкций
Меры поддержки детей, прибывших из присоединенных территорий
Профилактика эмоционального выгорания
Дифференциальная диагностика сходных состояний
Способы саморегуляции участников образовательного процесса
Формированию жизнеутверждающих установок у обучающихся